Давид Шехтер

ВСТРЕЧА С ВАРШАВСКИМ ГЕТТО

В самом центре Варшавы, там, где когда-то размещалось еврейское гетто, Еврейское агентство  провело трехдневную конференцию  для еврейской молодежи Германии. В ней приняли участие более 300 молодых людей, в подавляющем большинстве  - дети эмигрантов из бывшего СССР, прибывших в Германию в конце прошлого, начале нашего века.

В ходе конференции одновременно работало 9 учебных семинарских групп. Пять из них - на немецком языке, четыре - на русском. Экскурсии по городу и  гетто также проводились на двух языках.  А вот пленарные встречи, церемонии открытия и закрытия конференции – только на  немецком. Кому то это может показаться странным, кого-то удивить, а кого то и возмутить. Но факт остается фактом:  в нынешней Германии выросло целое поколение евреев, говорящих – и думающих! -  на немецком языке.  Большинство было привезено в Германию родителями, а кое-кто уже и родился в ней. Дети эмигрантов стремятся, сделав  профессиональную карьеру, стать полноправными и полноценными гражданами Германии. Сегодня таких ребят  около 50 тысяч.

Еврейскому агентству  важна их судьба, в том числе и профессиональная, но больше всего Сохнут  волнует другое - кем они станут в национальном смысле. Если предоставить эту молодежь  самой себе, в Германии вновь произойдет Катастрофа, пусть и в намного меньших масштабах, чем в прошлом веке. Катастрофа тихая, бескровная, которую никто не заметит. Но если сегодня не действовать, то через несколько лет подавляющее большинство этих 50 тысяч мальчиков и девочек окажется потерянным для еврейского народа. 

 Михаил Едовицкий, руководитель отдела Еврейского агентства по работе с евреями Германии и Центральной Европы – «Хочу подчеркнуть, что речь идет о талантливой молодежи.  Приведу лишь один пример. Полный аттестат зрелости получить сегодня в немецкой школе нелегко. Настолько нелегко, что всего 40 процентов немецких школьников заканчивают с ним среднюю школу. Среди детей бывших «русских»  немцев, репатриировавшихся после развала СССР в Германию, этот показатель еще ниже – около 10 процентов. Что же касается еврейских школьников из русскоговорящих семей, то  среднюю школу с полным аттестатом зрелости оканчивает более 90 процентов!

            И эти ребята  ищут сейчас свою национальную идентификацию. Большинство все еще не считает себя немцами, наоборот,  обижается, когда слышит подобное утверждение. Они и не русские – с  русской культурой их объединяет разве что язык общения с родителями. А с евреями связывает только формальное происхождение – они далеки от общинной жизни и от еврейской общины, которая, в соответствии с  немецким законом представляет собой чисто религиозную организацию.  Многим из них трудно ответить на простые вопросы - кто я, какого спутника жизни я себе ищу, на каких ценностях я буду воспитывать своих детей. В этом контексте  связь с Израилем является для них консолидирующим фактором. Тем более, что у всех есть в Израиле родственники, большинство не раз бывало в нашей стране и много знают о ней.  

Сегодня  они находятся в   критической стадии формирования своей национальной и культурной идентификации. Если сегодня им не помочь остаться евреями, то через три-пять лет они ассимилируются. Медлить нельзя буквально ни один день, мы обязаны надо сделать максимум возможного,  чтобы не потерять эти 50 тысяч юношей и девушек. Мы очень активно работаем с ними, и хочу особо подчеркнуть, работаем в форме диалога, а не патронажа. Причем диалога, интересного и полезного для всех его участников. Еврейское агентство является важным компонентом и важным участником того сложного, подчас болезненного  процесса, который проходят эти молодые люди в поисках своей национально- культурной идентификации».

Еврейское агентство создало целую систему программ, охватывающую различные  рамки деятельности, направленной и на широкую молодую аудиторию, и на  избранные группы тех, кто имеет потенциал стать будущими лидерами общины. Ежегодной площадкой, на которой встречаются  участники всех этих программ  является ежегодная конференция студентов и молодежи.

Конференция в Варшаве, проведенная Еврейским агентством  при поддержке «Клеймс Конференс» - уже пятая по счету. Каждая из них была посвящена важному событию в истории еврейского народа. Так, конференция в Веймаре была приурочена к 150-летию рождения Теодора Герцля, в Будапеште - пятидесятилетию суда над Эйхманом. Конференция в Варшаве была посвящена 70-летию восстания в Варшавском гетто.

Гостиница, в которой разместились участники конференции и проходили все ее заседания, была выбрана не случайно. Находится она не просто на территории гетто, а на том самом месте, где когда-то стояло здание юденрата.  Из окна гостиницы видна башня Центра культуры и науки, подаренная когда-то товарищем Сталиным населению Варшавы. Видна и синагога «Ножиков» - единственная сохранившаяся синагога Варшавы. Немцы превратили ее в склад и хранили в нем награбленные у евреев ценности. Поэтому она избежала участи всех остальных домов гетто, которые в ходе подавления восстания были не просто взорваны фашистами, а растащены буквально по кирпичу. К концу 1943 года территория гетто представляла собой ровное, пустое пространство. И это тоже видно из окна гостиницы – вокруг только новые дома, окруженные большими садами и садиками.

В течение трех дней 300 еврейских студентов Германии изучали историю восстания и его значение в еврейской истории. Организаторы конференции приложили особые усилия, чтобы сделать ее как можно более интересной и нестандартной. Обычные для таких конференций лекции были заменены семинарами, в которых велась открытая неформальная дискуссия. Была сделана попытка посмотреть на историю и уроки Катастрофы глазами нынешней еврейской молодежи Германии . Поэтому, к стати, были выбран формат  маленьких групп.

Известный израильский театральный деятель Михаил Теплицкий, работающий сейчас над пьесой о восстании в Варшавском гетто, вел театральный мастер класс по художественному осмыслению документов, связанных с Варшавским гетто. Теплицкий предложил участникам его семинара обсудить вопрос:  если  гостиницу, в которой проходит конференция,  захватят террористы, что мы должны делать - попытаться освободиться самим или ждать помощи извне - от полиции и спецназа?

 Семинары вели также израильский дипломат Яков Ливни, преподаватели Иерусалимского уни