Савелий Дудаков



ГЕНИЙ И ЗЛОДЕЙСТВО



    С момента выхода в свет так называемых "Протоколов сионских мудрецов" прошло около ста лет. За это время они многократно переиздавались. Им посвящены многие тысячи публикаций клеветнической антисемитской направленности и, пожалуй, не меньшее количество доказательных разоблачений этой фальшивки. Никто не может назвать точной даты ее создания. Нет также достоверных имен ее авторов. Расходятся мнения и о времени появления первых изданий и даже первоначального языка написания.
    "Протоколы сионских мудрецов" являются литературной подделкой, содержащей 24 "протокола" якобы имевших место подпольных заседаний высокопоставленных представителей еврейства, где обсуждался вопрос об установлении еврейского господства над миром. Впервые в "большой печати" они появились в России в 1903 году в петербургской газете "Знамя". Возможный публикатор - религиозный писатель С.А.Нилус. Именно в его обработке "Протоколы" получили мировую известность.
    Среди кандидатов на авторство "Протоколов" упоминается и имя известного российского физиолога, крещеного еврея, Ильи Фаддеевича Циона*.
    
    Илья Цион родился и вырос в еврейской религиозной семье, пережившей немало мытарств из-за своей приверженности к иудаизму.
    Его отец Пинхас был родом из Витебской губернии. Незадолго до призыва в армию он был схвачен "хапунами" и перевезен в глубинку России, в деревню, и в течение трех лет находился там в услужении у крестьян. Своих родителей Пинхас больше никогда не видел. Юноша почти забыл о своем еврействе, но ни за что не хотел креститься. Далее он попал в Казань и, несмотря на сопротивление, был насильно крещен и призван в армию, в рядах которой окончил унтер-офицерскую школу (для фельдшеров). Будучи одаренным человеком, он, отслужив 25 лет, вышел в отставку в офицерском чине поручика. Поселился в Саратове, а затем в Самаре, где служил чиновником судебной палаты. В Самаре он сблизился с еврейскими семьями, и у него появился интерес к иудаизму.
    В 1841 г. Пинхас Цион женился на дочери шойхета (резника), и в 1842 году у них родился сын, нареченный Ильей.
    Шел конец царствования Николая I, атмосфера религиозных преследований была перманентной и касалась многочисленных иноверцев, включая евреев.
    В 1850 году евреи в Саратове были обвинены в ритуальном убийстве. Во время суда Пинхас пережил тяжелый духовный кризис и пожелал вернуться в иудаизм. Он отправил в Синод прошение, в котором сослался на свое насильственное крещение. Суд тянулся три года. Сначало он получил отказ, но в конце концов, уже во время царствования "Александра Освободителя", ему разрешили вернуться к своей религии.
    Вернувшись в еврейство, Пинхас приступил к обучению иудаизму своего сына. Понимая недостаточность собственных знаний, он пригласил учителя. Учитель был образованным человеком, сведущим не только в Торе, но и в светских науках. Подготовленный занятиями на дому, Илья в возрасте 16 лет закончил гимназию с золотой медалью.
    По окончании гимназии юный Илья был принят в Санкт-Петербургский университет, где его дарования были сразу же замечены. Он продолжил обучение в Варшавской медико-хирургической академии, в Киевском и Берлинском университетах.
    В Берлине у него было короткое увлечение социализмом**. Но вскоре его взгляды стали резко сдвигаться вправо. В Петербургской Военно-медицинской академии он защитил докторскую диссертацию и в 1865 г. был принят на должность приват-доцента Петербургского университета. В декабре того же года его командировали за границу для стажировки. В 1867 году Илья Цион совместно с братом (врачом) М.Ф.Ционом описал и экспериментально доказал влияние иннервации на сердце. (Впоследствии братья разошлись во взглядах и навсегда прервали отношения.) В 1870 году он уже был назначен экстраординарным профессором Санкт-Петербургского университета по кафедре анатомии и читал курс физиологии. Кандидатуру И.Ф.Циона поддержал тогдашний военный министр Д.И.Милютин, в чьем ведении находилась Академия.
    Это был первый случай в история России, когда некрещеный еврей получил такую должность! Более того, когда в 1872 г. возник вопрос о замещении должности руководителя кафедры физиологии Медико-хирургической академии, И.М.Сеченов рекомендовал Циона как своего преемника.*** В письме к начальнику Медико-хирургической академии он писал: "По моему глубочайшему убеждению, в настоящее время лицо, имеющее всего больше прав на занятие оставляемой мною кафедры, есть профессор Петербургского университета доктор Цион".
    Прекрасные научные характеристики Циону дали несколько знаменитых ученых.
    Карл Фридрих Вильгельм Людвиг, крупнейший физиолог, писал: "О докторе Ционе я хорошо осведомлен. Кроме тех исследований, которые он сделал во время практики в лаборатории, им выполнены и другие, совершенно самостоятельно. Его труды свидетельствуют о том, что он глубоко образованный ученый, способный экспериментатор, одаренная голова..." За мировое открытие, сделанное Ционом и Людвигом, оба были удостоены Первой Монтионовской премии Парижской Академии наук.
    Клод Бернар, основоположник экспериментальной физиологии, дал ему следующую характеристику: "Я рассматриваю Циона как молодого физиолога с большими заслугами. Значительные работы, опубликованные им, награды Академии наук, которые он получил во Франции, и преданность, проявленная им к науке, служат гарантией его успехов в будущем. Я поддерживаю кандидатуру Циона в интересах физиологии, в которой, я надеюсь, он займет достойное место".
    Герман-Людвиг-Фердинанд Гельмгольц, один из величайших естествоиспытателей: "Прежде всего я знаю, что господин Цион - прилежный и способный экспериментатор и что его работы принимаются немецкой физиологией с большим доверием. У него ряд важных и оригинальных исследований о функции раздражимости вегетативной нервной системы..."
    Преподавание велось им в полном соответствии с новейшими открытиями. Речь его была в высшей степени уверенной, дикция - ясной. Оратором он был блестящим. Представительная и красивая фигура молодого тридцатилетнего профессора также способствовала его успеху.
    По просьбе врачей Цион устроил в 1873 году вечерний курс экспериментальной физиологии дыхания и кровообращения, который посещали многие светила медицины. Его ученик, знаменитый впоследствии И.П.Павлов, любил рассказывать, что Цион сердился, когда на вивисекционных опытах забрызгивались кровью. Он говорил, что все должно быть чисто и аккуратно. Цион как-то держал пари, что в канун Нового года во фраке он готов поставить опыт с сердечными мышцами: "Как известно, этот опыт требует перевязки целого ряда артерий, вскрытия грудной клетки, препаровки сердечных нервов, - это самая тяжелая операция, которую приходится делать вивисектору. И действительно, вечером 31 декабря Цион приехал в лабораторию, где собрались все его ученики, и он "во фраке, с белой грудью, в белых перчатках, взял скальпель и пинцет... блестяще провел операцию, пораздражал сердечные нервы, затем надел пальто и отправился встречать Новый год. Этот опыт он проделал так быстро и так аккуратно, что его перчатки остались незапачканными".
    В автобиографии Павлов вспоминал: "Огромное впечатление на всех нас, физиологов, производил проф. Илья Фаддеевич Цион. Мы были прямо поражены его мастерски простым изложением самых сложных физиологических вопросов и его поистине артистическою способностью ставить опыты. Такой учитель не забывается всю жизнь. (Курсив мой. - С.Д.) Под его руководством я делал мою первую физиологическую работу..."
    Илья Ильич Мечников относил Циона к числу особенно талантливых и оригинальных ученых, хотя он был его идейным и научным противником.
    Творческая, научная деятельность Циона, связанная с Академией и университетом, была для него важной, но все же лишь частью жизни. Другой ее частью была его светская жизнь в Петербурге. В это время он еще поддерживал тесную связь с еврейской общиной, особенно со столичными богачами: Нейманом, Малкиэлем, бароном Гинзбургом, Поляковым, Берлиным. Молодой, талантливый и красивый ученый был желанным гостем в их домах, пользовался большим успехом и вскоре женился на 18-летней дочери миллионера Самуила Малкиэля. Она была не только красива, но умна и образована. Теперь элегантный и тщеславный профессор подъезжал к воротам Академии в роскошном выезде, вызывая элементарную человеческую зависть. В доме тестя Цион прошел хорошую финансовую школу и, будучи человеком одаренным, преуспел и в этом. Финансовые знания впоследствии ему пригодились.
    Несмотря на весьма лестные отзывы ученых, положение Циона в Академии, и прежде всего на руководимой им кафедре, резко осложнялось. Оно ухудшалось изо дня в день. Причин тому было много. Его возраставшая требовательность к студентам переходила в жестокость.**** Во время одной из экзаменационных сессий он провалил более 80 студентов, что вызвало их бурное возмущение. Циона также обвиняли в жестокости к подопытным животным. И во многом другом. Немаловажно, вероятно, было и то, что его еврейство для многих оставалось неприемлемым. Как писал о нем один нерадивый студент: "Почувствовав к себе внимание молодежи, он стал требовать особого почтения к своей иерусалимской особе". В итоге Циону была устроена обструкция.
    17 ноября 1874 года он был отстранен от чтения лекций, а в 1875 году уволен с занимаемой должности, имея уже чин V класса (статский советник). Одновременно он был уволен***** и из университета. Увольнение из Академии и университета явилось для Циона страшным ударом. Вскоре разорился его тесть, и наш герой развелся с женой, вторым браком сочетавшись с дочерью профессора Неймана. В 1875 году вместе с женой Цион эмигрировал в Париж. Вскоре он крестился, приняв вначале лютеранство, а затем православие. Из двух сыновей Пинхаса один, известный врач, остался верен еврейству, другой, Илья, стал ренегатом, предав веру отцов. Обращение к нему бывшего учителя, обучавшего его основам иудаизма, с призывом не порывать с еврейством, как и подобные просьбы отца, оказались безрезультатными.
    О некоторых деталях перехода Циона в христианство сообщает известный правый публицист, редактор и издатель газеты "Московские ведомости" М.Н.Катков в письме к К.П.Победоносцеву. В православную церковь ввел Циона штутгартский протоирей Базаров. Он же стал крестным отцом Циона. (Думаю, что мефистофельская личность Циона не случайно выбрала крестным отцом человека с одиозной фамилией. Напомним, что тургеневский Базаров был также врачом и физиологом. А может, так выпадают жизненные карты...)
    М.Н.Катков в 1887 году дал следующую оценку описываемых событий: "...физиолог (Цион) был сильным противником материалистического направления, которое, особенно через эту науку, проникло в умы и приобретало силу, благодаря либеральному режиму того времени... Он очутился в антагонизме с этим режимом, который развращал и учащих, и учащихся..."
    Судьба Циона в Европе сложилась печально. Поначалу он надеялся продолжить занятия наукой и получить должность профессора в каком-нибудь университете. Его приглашали на должность заведующего кафедрой в Эдинбургский университет, но сложившаяся к этому времени репутация человека крайне реакционных взглядов оттолкнула от него доброжелателей. Против его кандидатуры выступил известный физиолог Поль Берт, хотя и признававший в Ционе крупного исследователя. Эта неудача заставила его уйти из науки, хотя какое-то время он сохранял свою частную лабораторию. Все свои силы и талант он отдал служению правому делу, став сотрудником катковских "Московских ведомостей". Свой недюжинный талант Цион посвятил борьбе с революционными идеями, прогрессом и еврейством. Либералы ненавидели его как реакционера, правые - как еврея, и он оказался между молотом и наковальней...
    Он опубликовал множество антисемитских и крайне правых статей и брошюр, и надо признать, что Цион оказался талантливым журналистом. Его литературный стиль отличался ясностью, логикой и глубоким анализом. Он одинаково хорошо владел русским и французским языками. Его перо высоко ценили и Катков, и Победоносцев. Они признавали в нем огромную интеллектуальную силу, направленную на борьбу с "материалистическим направлением в науке", и, самое главное, восхищались им как "борцом за христианскую церковь и за дело религии". Широкую популярность приобрела его брошюра "Нигилизм и нигилисты", вышедшая в Москве в 1886 г. Это интереснейшее произведение, источающее крайнюю ненависть к революционному движению и еще большую ненависть к русской либеральной мысли. Он ненавидит либералов не менее остро, чем Ленин. Это единственное здоровое русское течение шельмуется им беспощадно. Зато о химерах коммунизма у него есть замечательные провидения, ставящие его в один ряд с крупнейшими мыслителями: "Раньше, чем приступать к разрушению в течение тысячелетия сложившегося государственного строя сотни миллионов народа, было бы не лишним спросить себя, чем, собственно, собираешься заменить этот строй, да и кстати не мешало бы сказать и этому стомиллионному населению, хотя вскользь, к какому благодатному будущему стараешься его вести и ради каких будущих благ теперь хочешь подвергать его всем египетским язвам".
    Его преданность была оценена, и в 1890 году Цион получил официальное политическое назначение на должность финансового советника при русском посольстве во Франции - вот когда пригодилась ему наука, преподанная первым тестем.
    В 1891 году Цион в Париже начал издавать консервативную газету "Галуа", в которой сотрудничали крупнейшие французские интеллектуалы: Жюль Симон, Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Ферье и др. Это сыграло немалую роль в расширении его политических, экономических, общественных и литературных связей. Именно Циону принадлежала честь добиться для России получения первого крупного займа. С.Ю.Витте, однако, утверждает, что деятельность Циона не была бескорыстной. Ему были вручены невиданные комиссионные - взятка в размере 200 тысяч франков!По-видимому, за это, а также из-за внутриведомственных интриг министр финансов Н.А.Вышнеградский уволил Циона со службы. В ответ на это Цион открыл против министра газетную войну, опубликовав копию документа банкирского дома Ротшильда о получении самим министром взятки в сумме 500 тысяч франков. Это не улучшило его положения.
    Жизнь Циона в этот период оказалась чрезвычайно запутанной. Предпринятая им после смерти Каткова попытка стать редактором "Московских ведомостей" закончилась неудачно. Серьезно осложнилась и его личная жизнь. Бросив жену, он сошелся с актрисой петербургской сцены...
    В то же время Цион продолжал журналистскую деятельность и даже до некоторой степени активизировал ее. Он издал в это время множество брошюр, направленных против финансовой политики Вышнеградского и Витте. Финансовую политику Витте он называл "государственным капитализмом", а самого Витте - агентом "мирового еврейства" Он также предпринял попытку занять место русского посла во Франции вместо барона А.П.Моренгейма и боролся против размещения очередного русского займа.
    Интриги Циона вызвали ответные меры правительства. Совещание, проведенное на самом высоком правительственном уровне, приняло решение о возвращении Циона в Россию с последующим привлечением его к уголовной ответственности. Ввиду того, что Цион благоразумно отказался вернуться, он в августе 1895 г. был лишен российского подданства, всех прав и пенсии, полученной им на русской службе. Однако и теперь он не успокоился, продолжая свою публицистическую деятельность, направленную против Витте. Он опубликовал в это время две брошюры: "Куда временщик Витте ведет Россию" и "С.Ю.Витте и его проекты золотого банкротства". Он также не уставал писать доносы обер-прокурору Синода К.П.Победоносцеву. В итоге руководителю заграничной охранки П.И.Рачковскому были даны указания изъять из дома Циона все документы, могущие компрометировать русское правительство.
    В последующем поведении Циона многое поражает. В 1905 году после триумфального завершения Портсмутских переговоров в Париж прибыл С.Ю.Витте, и произошло, казалось бы, совершенно неправдоподобное: Цион появился в приемной "временщика". Витте принял его и даже не один раз! Передаем слово самому "агенту мирового еврейства": "Когда я, уже будучи председателем Комитета министров, возвратился из Америки после заключения Портсмутского мира, - ко мне в Париже явился Цион, которого я тогда увидел первый раз в жизни. Этот господин, конечно, начал курить мне фимиам, страшно извинялся за всю свою предыдущую деятельность против меня, приписывая это тому, что он... находился в полном заблуждении. Цион давал мне советы, как я должен поступать теперь ввиду того, что Россия находилась в периоде революции.
    Таким образом, Цион или знал, или чуял, что когда я приеду в Петербург, то должен буду взять бразды правления Россией в свои руки. Но я отнесся к Циону довольно сухо".
    Остроумно отозвался о Ционе известный русский публицист и историк В.А.Бильбасов. На вопрос, правда ли, что Цион собирается издавать либеральный "Голос", он отвечал: "Если вы меня спросите, правда ли, что Цион постригся в монахи и поступил в монастырь, я и этому поверю: он все может".
    Правомерно поставить три кардинальных вопроса:
    Можно ли считать Циона автором или соавтором "Протоколов"?
    Каковы свидетельства в пользу его участия в их составлении?
    Что вызывает сомнения?
    Главные пункты, свидетельствующие об авторстве "Протоколов сионских мудрецов", следующие:
    1. Считается, что "Протоколы" были состряпаны во Франции, в Париже, и затем доставлены в Россию. Это согласуется с тем, что Цион в это время (в середине 90-х годов XIX века) жил в Париже и мог быть их автором.
    2. Анри Роллен, автор книги "L'Apocalypse de notre Temps" ("Апокалипсис нашего времени") говорит о политических связях Циона с известной писательницей мадам Жюльет Адан, державшей один из самых престижных литературно-политических салонов в Париже. Ей принадлежит важная политическая роль в заключении франко-русского союза. По одной из версий рукопись "Протоколов" была направлена в Россию из этого салона.
    3. В России одно из ранних изданий псевдодокумента носило название "Сионские протоколы", то есть можно предположить, что имелись в виду "Протоколы Сиона". Фамилия Цион писалась по-французски и на других языках по-разному: de Cyon, Sion и т.д. В переводе на русский язык "Протоколы" можно было озаглавить "Протоколы Циона".
    4. Цион был близким другом известного юдофоба Эдуарда-Адольфа Дрюмона, автора антисемитской книги "La France Juive" ("Еврейская Франция", 1886), выдержавшей более 100 (!) изданий, в которой он энергично нападал на еврейство. (Это безусловно талантливое произведение бойкого пера, чрезвычайно недобросовестное. Дрюмон старался доказать, что истинная власть во Франции принадлежит евреям. Во время дела Дрейфуса Дрюмон был одним из главных вожаков антидрейфусаров и предлагал устроить евреям "варфоломеевскую ночь".) Цион поставлял этому оголтелому антисемиту фантастическую информацию о всесилии еврейства.
    5. Цион ненавидел Ротшильдов и Витте, отвергнувших его. Ротшильдов - за то, что отстранили от прибыльной кормушки; Витте - за изгнание со службы и из отечества.
    Соединив оба имени, Цион придал им в "Протоколах" дьявольскую силу: "Ротшильды и шабес-гой Витте".
    6. Писания Циона по еврейскому вопросу содержат много сходства с текстом "Протоколов". Анри Роллен цитирует из письма Циона Дрюмону такой отрывок: "...Не являются ли обе страны - Франция и Россия - игрушкой в руках международного капитала, то есть Ротшильдов, Эфрусси, Брейхредера и компании с их представителями в Санкт-Петербурге, рабом которых является Витте". А вот другой пассаж из опубликованной Ционом книги: "Господин Витте... учредил... Русско-Китайский Банк, в котором русские элементы представляют гг. Ротштейн и Нотгаф, а китайские - Нэцлин, Штерн и др." Мы, со своей стороны, можем привести еще более близкие текстуальные совпадения писаний Циона с "Протоколами". Вот, например, некоторые афоризмы, которыми кончает Цион свой труд "Нигилисты и нигилизм": "И любая щепка может плавать по течению и по ветру: искусство мореплавателя состоит в плавании против течения и против ветра. То же самое и для государственных людей. Бездействующая власть ржавеет и становится негодною, как меч, остающийся слишком долго в ножнах".
    Однако возможно, что создание и последующее появление "Сионских протоколов" не было единовременным актом. Многое менялось в процессе их подготовки, начиная с наименования. Свое название - "Сионские" они получили в более позднее время. Публикация в газете "Знамя" в 1903 году озаглавлена "Программа завоеванья мира евреями"; публикация 1905 года вышла под названием "Корень наших бед". В связи с развитием сионизма в конце XIX века "Протоколы" связывали с сионистским движением, их даже называли иногда "Сионистскими протоколами".
    Взвесив все за и против, мы можем обозначить свой приговор в духе юридической формулы "освобожден за недостатком улик", но мы предпочли бы старинную формулу: "освобожден, но оставлен под сильным подозрением" - это ближе к истине.
    Разочаровавшись в журналистике и общественной деятельности, Цион пытался вернуться в науку. Он опубликовал в это время оригинальную работу о физиологии уха. К сожалению, продолжить работу он не мог как по причине отсутствия средств, так и из-за болезни. Можно думать, что цепь неудач с 1875 года сокрушила его: ни громадный талант, ни бешеная энергия, ни сверхамбиции не привели ни к чему. Цион умер в Париже 5 ноября 1912 года, в возрасте 70 лет, бедным и забытым родственниками и друзьями. Медицинская и общая пресса обошла его кончину знаменательным молчанием.
    В национальной библиотеке в Иерусалиме я обнаружил экземпляр книги И.Ф.Циона "Lа Russie contemporaine", изданной в Париже в 1892 году. Самое удивительное, что книга имела дарственную надпись на русском языке: "Его превосходительству Константину Петровичу Победоносцеву в знак глубокого уважения. И.Цион". Каким путем попала эта книга в Израиль? Вероятно, мы никогда об этом не узнаем. Ее каталогизировали в 1937 году. Я долго и внимательно смотрел на ясный и красивый почерк Ильи Фаддеевича и думал о превратности судьбы: человек, рожденный для научной славы и имевший для этого все: талант, усердие, красоту, удачу, - стал по собственной воле изгоем и проклятием своего народа.
    
    
    
    

    
    
Примечания

    
    * И.Ф.Цион был не только учителем И.П.Павлова и основателем научной школы последнего, но и предшественником всего того нового направления российской нейрофизиологии, которое успешно развивалось научной школой Н.Е.Введенского и А.А.Ухтомского. (Сведения, приводимые в сносках, любезно предоставлены редакции профессором А.Салямоном из Москвы.)
    ** В эти годы он сошелся с Лассалем и с его помощью анонимно издал брошюру "Польская революция - гордиев узел европейской политики". Брошюра была впечатляющей. Автора не нашли.
    *** Известно, что на кафедре физиологии МХА Цион сменил Сеченова и что Сеченов лично хлопотал об этом. Менее известно, что Цион не был избран на кафедру. Его забаллотировали: 11 голосов за и 14 против. Но вопреки этому он был назначен на должность приказом военного министра.
    **** Цион выступал в печати с требованием ввести телесные наказания для студентов.
    ***** Циона, впрочем, не уволили, а "для поправки здоровья" отправили в Париж, сохранив за ним кафедру в Академии. Но к следующему семестру Цион в Академию не вернулся
.
    

    
    

 

 


Объявления: