Роза Ляст

ИМПЕРИЯ В ОПАСНОСТИ
(БАР-КОХБА)


"Не воображаете ли вы, что подымаете оружие против каких-нибудь египтян или арабов? Не знаете вы разве, что значит римское государство?" Из речи царя Агриппы. Иосиф Флавий, "Иудейская война", II, 16, 4

Второй век нашей эры – "золотой век" Римской империи. Трудно себе представить, что именно в это время империя могла быть в опасности. А если к этому прибавить, что империи угрожали евреи, то ситуация может показаться просто неправдоподобной. Но когда в 132 году н.э. император Адриан вступил в войну с Бар-Кохбой, он действовал так, как действуют в очень опасный для государства период.
     Что же происходило в начале "золотого века" в Римской империи?
     В 116 году император Траян, грезивший о славе Александра Македонского, вынужден был отказаться от завоевательской политики. Такое судьбоносное для Римской империи решение было продиктовано тем, что ему пришлось вступить в войну с евреями Киренаики, Египта, Кипра и еврейскими общинами Месопотамии. Восставшие истребляли римские гарнизоны, громили римских полководцев. Траяну для подавления еврейских восстаний потребовались огромные людские и материальные ресурсы.
     Он вынужден был отказаться от своей главной цели – похода в Парфию, отступить в Сирию, а затем вернуться в Италию. По дороге в Италию (летом 117 года) Траян умер.
     Преемником Траяна стал Публий Элий Адриан, командовавший сирийскими легионами. Эти легионы (как уже не раз случалось в Риме) и провозгласили Адриана императором.
     Адриан был одним из самых мудрых правителей Рима. Он сразу понял: никаких новых завоеваний. Главная задача – удержать завоеванные до него территории. Да и деться ему было некуда. "Сразу после того как ему была вручена верховная власть, – читаем у биографа Адриана, Спартиана (III век н.э.), – он немедленно предпринял усилия для сохранения мира во всем мире. "Ибо народы, которые завоевал Траян, пытались отложиться от империи: продолжали волноваться мавры, невозможно было удержать под властью Рима британцев, возобновились беспорядки в Египте, Ливии".
     Согласно Спартиану, после того как Адриан разделался с делами в Британии, он вынужден был помчаться в Галлию, затем в Александрию, после Александрии в Испанию, где он чуть не поплатился жизнью. Вслед за Испанией пришлось срочно наводить порядок в Германии и посадить там своего царя. Задавить волнения мавров. Едва успел Адриан расправиться с маврами, как снова (в который раз) заволновались парфяне. Из Парфии пришлось отправиться в Грецию, чтобы успокоить Афины.
     Адриану понадобилось более десяти лет, чтобы "принудить к миру" необъятную империю. В этот период император доказал, что он незаурядный военачальник, искусный дипломат и сильный правитель. Он сам следил за укреплением пограничной линии, возведением крепостей, устройством военных лагерей. Одновременно Адриан широко субсидировал городское строительство, не уставал строить дороги, не забывая украшать их милевыми столбами, на которых аршинными буквами было выбито его имя. Милевые столбы с именем Адриана как пропагандистские плакаты до сих пор можно видеть в нашей стране в самых разных местах, особенно в окрестностях Иерусалима. Эти пропагандистские знаки предназначались не только для местного населения. Дороги строились римскими солдатами в первую очередь для передвижения римской армии, которая никогда не должна была забывать, кто ее настоящий хозяин.
     В результате всей этой деятельности к 129 году Адриану действительно удалось умиротворить Империю и на самом деле обеспечить Pax romana, что несомненно способствовало стабильности и экономическому расцвету всех частей огромной державы.
     После еврейских волнений при Траяне (которые, возможно, затронули и Палестину) до 132 года в Иудее все было спокойно. Источники свидетельствуют о нормальном функционировании сельского хозяйства, о возвращении беженцев. Когда в 130 году Адриан оказался проездом в Иудее, здесь начали чеканить монеты с легендой: "В честь прибытия Августа в Иудею". Во время своего пребывания в Иудее Адриан не заметил никаких признаков волнения.
     И вдруг на фоне этой почти идиллии "началась война, которая была в такой же мере опасной, как и длительной. Почти вся Римская империя пришла в движение" (Дион Кассий, римский историк, конец II – начало III в.).

Почему они поднялись? Почему евреи поднялись в 132 году? Наши главные источники по этому вопросу – Дион Кассий и Спартиан. Первый считает, что евреи поднялись из-за того, что Адриан на месте Иерусалима основал языческий город Элию Капитолину и "на месте Храма Богу воздвиг храм Юпитеру". У Спартиана читаем: "В то же самое время двинулись на войну евреи потому, что им было запрещено делать обрезание".
     Оба эти свидетельства не раз подвергались критике в современной науке, и сегодня уже ни у кого нет сомнения, что и основание Элии Капитолины, и строительство храма Юпитеру, и запрет на обрезание были актами наказания после подавления восстания.
     Итак, карательные меры императора Адриана не могли быть поводом к войне. Что касается причин восстания, то они были такие же, как и у всех народов: жажда свободы, стремление иметь свое независимое государство. Но у евреев, в отличие от других, была еще одна причина. До первого восстания (68-74) евреи жили под протекторатом римлян. Даже когда после смерти Ирода, Иудея оказалась в статусе римской провинции, еврейские традиции охранялись декретами императоров. Храм был неприкосновенен. В его Святая Святых римлянам вход был запрещен специальным постановлением сената, текст которого был выбит на греческом и латыни на особых камнях, один из которых до сих пор хранится в музее в Анкаре. Иерусалим продолжал оставаться духовным центром евреев всего мира.
     В начале II века Иерусалим лежал в развалинах, Храм был сожжен, и оставалась только вечная надежда на приход Мессии. Вот это непреходящее ожидание Избавителя и было скрытой пружиной, которая разжалась, едва появился сильный предводитель, принятый народом за Мессию.

Бар-Кохба – кто он? У Бар-Кохбы не было своего Иосифа Флавия. До 60-х годов XX века главным источником информации о вожде второго еврейского восстания была только талмудическая литература. Бар-Кохба предстает в ней как сказочный герой: сильный, смелый, жестокий. Рассказывается, например, как Бар-Кохба отрубал солдатам пальцы, чтобы проверить их стойкость. "Мудрецы обычно говорили ему: "Как долго ты будешь продолжать позорить людей Израиля?" Когда он возразил: "Как еще они могут быть испытаны, проверены?", они ответили: "Пусть тому, кто не сможет вырвать с корнем ливанский кедр, будет отказано". В Иерусалимском Талмуде читаем: "В бою он имел обыкновение коленкой отбрасывать каменные баллисты в сторону врагов таким образом, что убивал нескольких из них".
     Подобные описания дали основание некоторым ученым начала XX века выразить сомнения в реальном существовании человека под именем Бар-Косиба или, согласно христианским авторам, Бар-Кохба.
     В 1960 году случилось то, что случается с археологами раз в столетие. Правда, XX век был особенно богат на счастливые открытия. Мир еще помнил о сказочной находке 20-х годов – гробнице Тутанхамона, как в 1948 году в Кумране были обнаружены такие сокровища, что до сих пор евреи  и христиане не могут успокоиться.
     В 1960-1961 годах археологическая экспедиция профессора Игаля Ядина открыла в пещерах Иудеи 64 документа, главным образом папирусы, исписанные на иврите, арамейском, набатейском и древнегреческом языках. Основная часть документов – деловая переписка: письма, записки, приказы. Но кто главный автор этих писем и записок?
     Среди связки папирусов были обнаружены четыре исписанные деревянные дощечки. Не дожидаясь главного специалиста по дешифровке и реставрации такого рода документов, немецкого профессора, который еще в 1948-м году работал вместе с отцом Ядина профессором Сукеником над знаменитыми свитками из Кумрана, Игаль Ядин аккуратно вынул из драгоценной связки одну деревянную табличку и начал копировать ее буквы. "Я копировал буквы на клочке бумаги одну за другой. Моя рука копировала автоматически, не включая сознания, регистрирующего слова. Когда я, наконец, взглянул на то, что я нацарапал, я не поверил своим глазам. Это читалось "Шимон сын (бар) Косиба, президент Израиля". Я кинулся к моей жене Кармеле. "Ты уверен, что это не галлюцинация?" – сказала она. "Я проверю с профессором Авигадом", – сказал я. Авигад, мой коллега, глава группы, выдающийся эпиграфист. Я точно перерисовал буквы на свежем клочке бумаги и протянул ему без комментариев. Он это очень внимательно рассматривал несколько минут, затем посмотрел на меня сияющими глазами. Мы молча обнялись. С приездом немецкого профессора Биебаркана и остальные таблички были развернуты и прочитаны. Папирусы, оказавшиеся в той же связке, содержали 15 писем или распоряжений. Все письма начинались с формулы, прочитанной на деревянной табличке. Это была настоящая сенсация: газеты выходили с гигантскими заголовками на первых полосах. Страна была захлестнута эмоциями. Это воспринималось не только как археологическое открытие, но и как ожившая часть потерянного наследия нации".
     В частности, среди находок 1961 года, кроме писем-распоряжений Бар-Кохбы, были обнаружены деловые документы: контракты на аренду и субаренду земли, относящиеся к периоду президентства Бар-Кохбы и свидетельствующие об его аграрной политике. Открытия в Иудейской пустыне трудно переоценить. Во-первых, мы получили документальное свидетельство о вожде восстания, его имени, официальном статусе, об организации им сопротивления, организации вновь восстановленного государства, системе землевладения, устройстве бюрократического аппарата, получили представление о составе участников восстания и массу других подробностей. Но как это часто бывает, чем больше мы получаем информации, тем больше возникает вопросов и проблем. Во второй половине XX века открытия Игаля Ядина дали материал для целой серии новых исследований о восстании Бар-Кохбы.
     А в начале XXI века в результате открытия некоторых новых материалов (нумизматических, эпиграфических, папирологических и других) возник очередной бум в изучении второго еврейского восстания.
     В последнее время появились работы израильских и европейских ученых, в частности в Германии, авторы которых доказывают, что Вторая иудейская война имела значимое место в истории не только Иудеи, но и других провинций на востоке Римской империи.
     Что же касается вождя восставших, то Бар-Кохба характеризуется в некоторых работах как лидер, гораздо более близкий Маккавеям и даже зелотам, чем законоучителям в Явне. В частности, в ходе дискуссии подвергается сомнению изречение рабби Акивы, провозгласившего Бар-Кохбу Мессией. Известно, что не все мудрецы из Явне соглашались с великим рабби, но в народе так остро было ожидание Избавителя, а рабби Акива пользовался таким непререкаемым авторитетом, что сегодня большинство ученых склоняется к тому, что он, будучи ревностным сторонником восставших, действительно назвал Бар-Кохбу Мессией.

Война. В 132 году евреи поднялись не вдруг, не спонтанно, а в результате длительной подготовки. Готовились они, судя по источникам, очень тщательно, без эмоций, характерных для повстанцев 68 года, соблюдая строгую секретность. Согласно Диону Кассию, евреи "ковали оружие низкого качества для того, чтобы римляне могли отказаться от него, и они, таким образом, сами могли воспользоваться им". Кроме того, Дион Кассий сообщает, что евреи "укрепили определенный район подземными шахтами и валами для того, чтобы иметь место для отступления в случае, если они окажутся в тяжелой ситуации, и чтобы они могли незамеченными встретиться под землей. Сверху через определенные интервалы они пробили отверстия, чтобы обеспечить воздух и свет". Далее Дион Кассий сообщает: "Число участников было так велико, что вся Ойкумена как будто вздыбилась". Из того же источника узнаем, что повстанцы избегали открытых битв с римлянами, они крушили врагов партизанскими методами, то есть нападали мелкими группами и немедленно скрывались  в пещерах, подземных ходах, в заранее приготовленных укреплениях и убежищах. Благодаря такой тактике повстанцы нанесли римским гарнизонам Иудеи такой урон, что наместник Иудеи Тиний Руф был вынужден уступать повстанцам почти без боя одну местность за другой. "Тогда Адриан послал против них своих лучших генералов. Первым среди них был Юлий Север, который был вызван из Британии, где он был наместником и отправлен против евреев". В распоряжение Юлия Севера Адриан предоставил огромную армию: 13 легионов, вспомогательные подразделения, конницу, флот.
     Он отправил в Иудею "лучших генералов". Какие же еще лучшие генералы, кроме Севера, были отправлены против евреев? Вплоть до недавнего времени этот вопрос даже не был поставлен. А между тем решение этой задачи многое меняет в оценке масштабов войны и угрозы, нависшей над Римской империей.
     Впервые этой проблемой в 2001 году занялся немецкий профессор Вернер Экк, крупнейший специалист в латинской и греческой эпиграфике. Проанализировав определенную группу латинских надписей профессор Экк убедительно доказал, что такими генералами, кроме Юлия Севера, были правитель Сирии Публий Марцелл и правитель Аравии Тит Атерий Непот.
     Поначалу Юлий Север проводил военные операции  с большой осторожностью, воздерживаясь от крупного сражения. Он перенял тактику повстанцев: используя мелкие нападения и вытесняя повстанцев из занятых укреплений, прекращая подвоз продовольствия и воды осажденным,  римские войска стали медленно (почти 4 года) овладевать одним укрепленным пунктом за другим. По талмудическим данным, для покорения Палестины римской армии пришлось выдержать 54 сражения. Согласно христианским источникам, в частности Евсевию, последним убежищем повстанцев была сильная горная крепость Бейтар. Городок Бейтар был расположен на краю горной цепи к юго-западу от Иерусалима. Сегодня археологам хорошо известно место древнего поселения, которое идентифицируется с древним Бейтаром эпохи Бар-Кохбы. Впервые это место определил в 1863 году французский археолог Виктор Гаран. Однако систематические раскопки города начал Тель-Авивский университет только в 80-х годах XX века. В частности выяснилось, что во время Второй иудейской войны город был укреплен стеной, сторожевыми башнями и особыми воротами. Раскопки в районе Бейтара происходят и в настоящее время. Открыты места римских лагерей, которые окружали Бейтар, и – что особенно важно – обнаружена латинская надпись, в которой обозначены отряды 5-го Македонского легиона и 11-го Клавдиева. Предполагается, что части именно этих легионов участвовали в осаде Бейтара. Я уже не раз говорила, что в историографии XXI века снова обострился интерес к восстанию Бар-Кохбы. Что же касается Бейтара, то сообщения о каких-то деталях, связанных с этим святым местом, поступают почти со скоростью хроники боевых действий.
     Не успели ученые до конца обследовать фрагмент свитка, повествующий о последней трапезе повстанцев в Бейтаре в дни Песах, как средства массовой информации заполнились броскими заголовками: "Найден клад монет времени Бар-Кохбы", "Редкая находка 120 монет периода восстания Бар-Кохбы". Предполагается, что клад был спрятан в пещере в тот момент, когда повстанцы бежали из своих поселений в спасительные убежища, куда они брали самые необходимые вещи, включая ключи (!) от домов. Значит, люди были уверены, что по окончании боев они вернутся.
     Однако если верить еврейским источникам, последний бой за Бейтар не оставил никаких надежд на то, чтобы вообще выйти из него живым. "Бейтар был захвачен, пленников убивали беспощадно, площади тонули в крови, кровь струилась по скалам и стекала в море, говорили, что 300 разбитых голов младенцев нашли на одном камне".
     И все же, согласно новейшим исследованиям, бой в Бейтаре был не последним. Последний очаг сопротивления был в 136 году в районе Бейт-Шеана. Здесь Адрианом была воздвигнута победная арка, остатки которой были открыты в 12 километрах к югу от Бейт-Шеана. Профессору Экку удалось реконструировать в 2002 году надпись на арке, из которой выяснилось, что титул победителя во второй раз (Imperator II) Адриан получил в 136 году, когда ему удалось справиться с последним очагом сопротивления в Галилее. Итак, вопреки всеобщему мнению, профессору Экку удалось доказать, что война закончилась не в 135, а только в 136 году и, следовательно, продолжалась не три года, а четыре.
     Важно также отметить, что новейшие археологические открытия вместе с данными папирологии и эпиграфики позволили исследователям прийти к выводу, что огнем восстания была охвачена не только Иудея, но и Галилея, и Аравия (Набaтея), и Сирия. Очень важный вклад в решение проблемы географии восстания внесла профессор Иерусалимского университета Ханна Коттон, которая сегодня является признанным авторитетом в исследовании документов из Иудейской пустыни. Надо сказать, что новая концепция проф. Экка и Ханны Коттон относительно географии и продолжительности восстания Бар-Кохбы принимается современными учеными почти без возражений.

Возрождение государства Израиль. До открытий Ядина в 60-х годах прошлого века вопрос о том, каким образом была организована жизнь на освобожденных от римлян территориях, никто практически и не рассматривал, так как просто не было материала. Правда, скудные нумизматические данные позволяли предположить, что у повстанцев было какое-то государственное образование, но никаких иных конкретных данных в распоряжении ученых не было.
     С того момента, когда Ядин прочел первые слова на деревянной табличке: "Шимон бар Косиба наси Израиля" – стало очевидно, что государство Израиль было возрождено, и глава его имел титул "наси". Коннотация этого титула вызвала в науке серьезную дискуссию.
     Известно, что после разрушения Второго Храма, в Явне возник новый духовный центр, который стал не только высшей религиозной инстанцией, но и верховным судом и академией, где по существу было сосредоточено национальное самоуправление. Именно здесь раббан Йоханан бен Заккай, первый наси (патриарх) учредил новый синедрион. После Йоханана во главе синедриона стоял Гамлиэль из рода Гилеля, который вел свою родословную от царя Давида. Существует теория, что после смерти патриарха Гамлиэля в 120 году его сыновья не смогли вступить в должность наси (патриарха). Первый сын Гамлиэля – Ханина умер вскоре после смерти отца, а второй – Шимон был слишком молод. Место патриарха оставалось незанятым именно в тот период, когда выдвинулся Бар-Кохба, который принял титул наси. В современной литературе титул "наси" интерпретируется как предводитель, вождь, правитель и вместе с тем первосвященник.
     Бар-Кохба был не только талантливый военачальник. Не менее поразительна его деятельность в качестве главы государства, реформатора и организатора хозяйства.
     Из документов, открытых в Иудейской пустыне, явствует, что главной заботой верховного правителя стал, что называется, "земельный вопрос". Все отвоеванные у римлян земли, которые до войны принадлежали императору, перешли в собственность наси возрожденного государства. Бар-Кохба как верховный собственник позаботился о том, чтобы обеспечить еврейских крестьян земельными участками и не допустить возникновения крупного землевладения. Уже в первый год войны был создан чиновничий аппарат, в чью задачу входило распределение земли, которую эти чиновники получали от Бар-Кохбы на правах арендаторов. Предполагается, что такими чиновниками-арендаторами были ближайшие соратники Бар-Кохбы. Они обязаны были сдавать данную им в аренду землю крестьянам в качестве субаренды, и контролировать, чтобы субарендаторы соблюдали закон  о сохранении размеров полученных участков и не вздумали расширять свои владения путем махинаций. Так, в одном из писем Бар-Кохбы содержится приказ арестовать некоего Элиезера и конфисковать его землю за незаконную сделку. Земельные законы Бар-Кохбы побудили многих евреев, которые оказались за пределами возрожденного еврейского государства, собираться в районы, которыми владели восставшие.
     В течение первых трех лет тяжелейшей войны с римлянами действовала четко организованная государственная и экономическая система. У восставших, судя по нумизматическим данным, была своя монетарная система, государственная казна, куда, в частности, стекались деньги от арендной платы; наконец, был создан административный аппарат по управлению хозяйством и снабжению армии провиантом и оружием.
     Предполагается, что Бар-Кохба издал специальный декрет, в котором иврит провозглашался официальным языком возрожденного еврейского государства. Такое предположение было сделано на основании того, что часть официальных документов была написана на иврите.
     Наконец, в тяжелейшие дни военных действий Бар-Кохба заботился о том, чтобы его армия была обеспечена всем необходимым для соблюдения еврейских традиций. Об этом свидетельствует один из самых интересных документов, открытых Ядином, – письмо, написанное Бар-Кохбой на арамейском. Цитирую текст этого письма в моем переводе с английского:

"Шимону Йехуде бар Менаше в Кирйят-Арабайа.

Я послал тебе двух ослиц, чтобы ты отправил с ними двух мужчин к Йхонатану бар Бе(?)айана и к Масабалу, чтобы они упаковали и передали в лагерь к вам пальмовые ветви (лулавим) и цитроны (этрогим). И ты (чтобы) из своего места послал других, которые доставят тебе мирты (хадасим) и ивы (аравим). Позаботься, чтобы они (этроги)  были приведены в порядок  и пошли их в лагерь. (Требование должно быть выполнено), ибо количество людей (в армии) велико.

Будь здоров".

Ядин полагает, что распоряжение было написано в ноябре 134 года, то есть за 10 месяцев до падения Бейтара, в период, когда римляне начали всерьез теснить восставших. Именно в такое время Бар-Кохба как настоящий духовный лидер был озабочен сохранением еврейских традиций, прекрасно понимая, что без этого его война против римлян теряет смысл.
     Для меня приведенное письмо имеет особую эмоциональную окраску. Я живу в Бней-Браке в квартале, где живут и светские евреи, как мы с мужем. И вот просыпаюсь однажды накануне Суккот, смотрю в окно и вижу: на улице – масса мужчин, и все они бережно несут что-то в особых пластиковых мешочках. Пригляделась и поняла: они несут лулавим, те самые пальмовые росточки, которыми Бар-Кохбе было так важно обеспечить своих "братьев" повстанцев в 134 году. У меня сжалось сердце.
     Подводя итог деятельности Бар-Кохбы как национального лидера, можно сказать следующее:
     1. В отличие от первого восстания (66-72), где все начиналось спонтанно и было основано на эмоциях, приправленных внутриполитической борьбой, второе еврейское восстание или, точнее, война готовилась как военная операция под контролем талантливого генерала Бар-Кохбы.
     2. Политические цели восставших были четко сформулированы в официальных документах, открытых в Иудейской пустыне, и на легендах монет: "За освобождение Израиля", "За свободу (политическую) Израиля", "За свободу Иерусалима". Эти формулировки-лозунги звучали как призыв, понятный не только евреям Палестины, но и других провинций. Поэтому Бар-Кохбе удалось поднять евреев "ойкумены". Бар-Кохбу мало интересовали судьбы империи, но помимо воли восставших их успехи в войне и государственной организации будили боевой дух евреев и неевреев других провинций. И это прекрасно понимал Адриан и его генералы, они-то не сомневались: империя в опасности.
     3. Бар-Кохба впервые позаботился об экономической базе повстанцев, обеспечивая землей самых бедных.
     4. Эсхатологические чаяния народа стали существенной частью национальной идеи. Изречение рабби Акивы о мессианской роли Бар-Кохбы несомненно было популярно в среде восставших.

Потерянный триумф. Восстание было в конце концов подавлено. Император Адриан победил. Но какой ценой? Восставшие почти 4 года громили лучших римских полководцев. Огромная римская армия с большими потерями продвигалась вглубь крошечной провинции. В войне с евреями погиб весь ХХII легион, прибывший из Египта, а сколько было похоронено в Палестине римских когорт, декурий всадников, не говоря о вспомогательных отрядах (auxiliarii), нагнанных в Иудею почти из всех провинций Римской империи.
     Завершая свой рассказ о Второй иудейской войне, Дион Кассий сообщает, что в послании сенату Адриан опустил обычную фразу, с которой начиналось сообщение любого императора об окончании победоносной войны: "Если вы и ваши дети здоровы, хорошо; я и легионы здравствуют".
     В отличие от Веспасиана и Тита Адриан не получил триумфа в Риме; это после такой тяжелой войны! И не случайно триумфальная арка в честь Адриана оказалась не в центре римского Форума, а в глухом лесу Галилеи, где римлянам пришлось пережить еще одно, последнее тяжелое сражение с повстанцами.
     Почти четыре года Бар-Кохба держал в реальном страхе ненавистного Адриана – он унизил римского императора. Почти четыре года евреи не просто держались, а жили в свободном государстве, куда стекались евреи диаспоры. Бар-Кохба наряду с Иудой Маккаби по праву считается народным героем. В какой-то мере он был даже победителем.

"Время истребления". Вся Вторая иудейская война была страшным унижением для правителя огромной державы. И потому расправа Адриана была чудовищной даже по римским критериям. У Диона Кассия читаем: "Немногие из них остались в живых. 50 их укрепленных городов и 985 их наиболее важных поселений были разрушены до основания, 580 тысяч человек погибли в вылазках и сражениях, погибшим же от голода, эпидемии и огня – нет числа. Вся или почти вся Иудея превратилась в пустыню..." В еврейской литературе сохранились сказания о 10 убиенных. Эти сказания повествуют о десяти мудрецах, среди них рабби Акива, Шимон бен Азай, рабби Тарфон, преданных мученической смерти. По преданию Тиний Руф, наместник Иудеи (тот самый, который первым потерпел поражение от восставших), приказал растерзать рабби Акиву железными клещами. Элегии на смерть 10 мудрецов составляют часть синагогальной литургии в Йом-Кипур и в Тиша бэ-ав.
     Цель Адриана была предельно проста – стереть Иудею с лица земли. Само слово "Иудея" было непереносимо для императора Адриана. Достаточно сказать, что после 136 года провинция Иудея стала в официальных документах называться провинция Сирия-Палестина. Эпиграфисты хорошо знают, что если в латинской надписи появляются слова "prov. Syr.Pal.", эта надпись относится к периоду после 136 года. Но если бы Адриан стер только название ненавистной ему провинции! В Мишне имеется упоминание о том, что 9 ава был вспахан город Иерусалим. Из текста следует, что это произошло в правление Адриана. На месте распаханного Иерусалима Адриан начал строить город, который был назван Элия Капитолина, евреям был запрещен доступ на его территорию под страхом смертной казни. На месте Иерусалимского храма построили храм Юпитеру Капитолийскому. Согласно христианским источникам, внутри храма Юпитеру поставили статую императора. Адриану недостаточно было залить страну кровью, стереть само имя Иудеи. Он хорошо знал, где источник еврейского духа, поэтому и позаботился не только распахать Иерусалим, но и непременно осквернить место Храма. Но и это было еще не все. Он издал специальные эдикты против всех, кто соблюдал еврейские традиции. Под страхом смертной казни запрещалось обрезание, которое приравнивалось к кастрации. Запрещено было также соблюдение Субботы. На всех евреев в Римской империи была наложена тяжелая поголовная подать. После падения Бейтара (135) последние три года правления Адриана названы в Талмуде "временем истребления".

И вечный бой. Сколько раз в истории нас "истребляли", а мы, слава Б-гу, живы, да еще и боремся. Вот так было и в древности.
     Адриану почти до конца дней своих пришлось гасить очаги сопротивления в Палестине: после Бейтара, как мы уже отмечали, в 136-м году был тяжелый бой в Галилее, куда бежали самые отважные и отчаянные бойцы. Смерть настигла Адриана в 138 году. Время правления преемника Адриана императора Антонина (138-161) считается эпохой наивысшего расцвета Римской империи, золотым веком, победой Pax romana. Но я убеждена, что никакого золотого века не случилось бы, если бы Антонин не начал с реформ в пользу евреев. Дело в том, что смерть Адриана послужила сигналом к новым серьезным волнениям евреев, поэтому первое, что сделал Антонин сразу же после вступления на престол, отменил почти все антиеврейские эдикты Адриана.
     "Золотой век" просуществовал недолго, всего 23 года. В правление знаменитого "императора-философа" Марка Аврелия (161-180) кончился период "Римского мира". Уже со 161 года на римскую территорию начали наступать два непримиримых к Риму врага: с востока парфяне и с севера германские племена: маркоманы, квады, а позднее сарматы. И вот в такое время снова поднимают головы евреи. Согласно Аммиану (историк IV века), когда Марк Аврелий, отправляясь в Египет, проезжал через бушующую Палестину, он с горечью, в раздражении воскликнул: "О маркоманы, о квады, о сарматы, наконец, я нашел народ более неуправляемый, чем вы". Восстанием встретили евреи и Септимия Севера (193-211), первого из так называемых солдатских императоров и основателя династии Северов. Септимия Севера сенат наградил еврейским триумфом (Iudaicum triumphum decreverat), надо думать, не за пустяшное восстание. Есть сведения, что подобный триумф получил и его сын Каракалла. Наученные опытом иудейских войн последующие императоры из этой династии вынуждены были вернуться к политике привилегий, которые евреи впервые получили от Юлия Цезаря.
     Исключительную благосклонность к евреям проявлял Александр Север (222-235). Известно, что он исповедывал эклектическую религию, частью которой был и иудаизм. Уже при Антонине в Галилее возник духовный центр, во главе которого стояли молодые ученики рабби Акивы. При Северах укрепилось положение патриархата и синедриона. Евреям Палестины и еврейским общинам во всей империи была предоставлена широкая автономия. Патриарху была подарена или сдана в аренду значительная часть государственных земель, которые сдавались патриархом в субаренду еврейским крестьянам, что способствовало возрождению и расширению земледельческих поселений.
     III век нашей эры был, как известно, веком кризиса Римской империи. Уже при Марке Аврелии, как мы отмечали, кончился Pax romana. На развалинах Парфянского царства возникло новое мощное Персидское царство Сасанидов. Персы захватили Месопотамию. Поход против персов Александра Севера (231-233) провалился. В такой ситуации понятно, почему именно Александр Север обнаружил по отношению к евреям исключительную благосклонность. Когда у него за спиной росла и ширилась Сасанидская держава, ему не хватало только еврейских волнений.
     Известно, что со времени Александра Севера и до провозглашения христианства официальной религией (начало IV века), не было религиозных и политических гонений на евреев. В римском законодательстве этого периода нет свидетельств о дискриминации евреев.
     С победой христианства, как мы знаем, началась новая эпоха преследований и гонений и новый виток сопротивления евреев. Но это уже другая история.

В заключение мне бы хотелось вернуться к одному из самых больных для меня вопросов второго великого восстания евреев, а именно: почему Бар-Кохбе не удалось отстоять возрожденное им свободное государство? Думаю, что восставшие просчитались во времени. Начни они на пять-десять лет раньше, когда евреи диаспоры поднялись против Траяна, или даже в первые годы правления Адриана, когда почти вся Римская империя пришла в движение, возможно, они не потеряли бы свободу. Но руководители восстания позволили Адриану "принудить империю к миру" и создать, по крайней мере на Западе, плацдарм для Pax romana. Этому способствовала всеобщая усталость от бесконечных войн и беспорядков. Когда Бар-Кохба начал, на Западе (то есть в Западных провинциях) уже никто не хотел бороться, поэтому Адриан так спокойно отправил в Иудею "лучших генералов". Что же касается Востока, то и здесь он успел нейтрализовать опасных парфян именно на случай войны с иудеями. К сожалению, когда евреи поднялись, народы на Западе почувствовали вкус к спокойной жизни, и она им стала дороже свободы. Евреи же опоздали и на две тысячи лет потеряли то, за что отчаянно воевали четыре года – свободное еврейское государство.






Объявления: