Реувен Миллер

А РУКОПИСИ ВЕРНИТЕ!



     Из сообщений прессы прошедшей недели:
     "Профессор Гершон Галили из Хайфского университета расшифровал древнейшую танахическую надпись на иврите.
     Этот прорыв в исследовании еврейских надписей пролил новый свет на период написания Торы. Профессор Галили с кафедры Библейских исследований Хайфского университета расшифровал надпись, датированную X веком до н.э. (период правления царя Давида). Это древнейшая известная ученым надпись на иврите. Значение этого научного прорыва заключается в том, что позволяет утверждать, что, по крайней мере, некоторые части Священного писания были записаны на несколько столетий ранее, чем считалось до сих пор, и Израильское царство уже существовало в то время…"
     (Пресс-релиз Хайфского университета)
     
     "Иордания предъявила претензии на Свитки Мертвого моря
     Иордания требует передать ей Свитки Мертвого моря. С июня 2009 года эта уникальная реликвия находится в Канаде. 3 января Израиль категорически отверг претензии Хашимитского королевства, назвав их "смешными и лишенными исторической базы".
     Как утверждают иорданцы, рукописи найдены в районе, который до 1967 года принадлежал им, а ныне признается так называемым международным сообществом "оккупированной территорией". Иордания ссылается на Гаагскую конвенцию, которая запрещает оккупационной власти конфисковать культурные и исторические ценности.
     Мало того, на Свитки Мертвого моря претендует и палестинская администрация. Премьер-министр ПА Салам Файяд даже направил главе правительства Канады Стивену Харперу письмо с просьбой не возвращать реликвии Израилю.
     Пресс-секретарь МИДа Израиля Игаль Пальмор назвал иорданские поползновения чушью и подчеркнул: "Свитки Мертвого моря являются неотъемлемой частью культурного и исторического наследия еврейского народа. К Иордании и к ее истории эта реликвия никакого отношения не имеет".
     (Isra.com http://www.isra.com/news/119366)
     
     Итак, хайфский профессор Гершон Галили расшифровал надпись на иврите, которая старше кумранских свитков на 700-1000 лет! Этот артефакт убедительно подтверждает правду нашей истории, записанную в ТАНАХе, и работает против ее фальсификаторов.
     …Как ни была совершенна и отшлифована система герметизации еврейской молодежи от своих корней, созданная в СССР, она, хоть и неожиданно, но иногда давала сбои. Например, в первой половине 60-х вышли две книги на одну тему: кумранские рукописи. Обе они попались мне в самое неподходящее время - Ташкент в то лето лежал в руинах - знаменитое землетрясение 1966 г. Тем не менее, книги показались настолько интересными, что ночуя с женой и грудным ребенком то в армейской палатке, то просто во дворе или на чьей-то очередной террасе, я взахлеб прочитал обе. Одна из них была популярная, приключенческая, для уровня учеников средних и старших классов, называлась "Пещера у Мертвого моря", автор Генрих Штолль, перевод с немецкого. Другая, научная, изданная в Ленинграде, "Рукописи Мертвого моря", автор - Иосиф Давыдович Амусин (1910-1984).
     Книга Штолля впервые ввела меня в неведомую атмосферу Иерусалима и Иудеи, ознакомила с некоторыми сведениями об еврейском духовном наследстве. Читалась захватывающе, хотя и была написана с христианских позиций и иллюстрировала распространенный, ложный, на мой нынешний взгляд, тезис о зарождении христианства внутри иудаизма.
     И.Д.Амусин (на момент написания книги, кажется, еще не профессор, он стал им в 1965 г.), человек, прошедший и неоднократные сталинские репрессии, и войну, написал свой труд с научных позиций, но крайне увлекательно. Чтение это было не столь легкое, как авантюрная повесть Штолля, но более важное для посвящения невежественного молодого еврея-электронщика в области иудаики.
     Прошло чуть более четверти века, и первая же сохнутовская экскурсия по Эрец-Исраэль привела меня на раскопки Кумрана, а одним из первых музеев, которые я посетил в Израиле, стал Музей Книги. Там я впервые смог воочию соприкоснуться с рукописями Кумрана.
     Спустя несколько лет мне довелось несколько дней путешествовать по Иордании, и в столице ее, Аммане, который у нас называют Рабат-Амон, в национальном археологическом музее мы увидели знаменитый медный свиток из Кумрана, о котором было читано когда-то у Штолля и Амусина. Этот свиток повышенной сохраняемости содержит описи неких древних кладов. Да, получилось так, что первые свитки были найдены в пещере над Мертвым морем пастушками-бедуинами в разгар Войны за Независимость. И многое из почти детективной истории Штолля происходило на территории Иудеи и Восточного Иерусалима, полностью захваченных тогда Иорданией. Автор описывал вандализм невежественных арабов, как находивших свитки, так и скупавших их. Скупавшие, в лучшем случае, продавали эти раритеты в христианские монастыри или редким исследователям-археологам из США и Европы, подвижникам науки, копошившимся, несмотря ни на что, в этой горячей точке планеты. В худшем же - более-менее сохранившиеся эластичными куски кожи свитков, на которых были бесценные тексты, продавались сапожникам на заплатки. Бедуины, пасшие скот вокруг Кумрана, массово бросились на поиски пещер со свитками и, находя их, разбивали запечатанные сосуды, в которых те пролежали 2000 с лишним лет, и одна лишь эта ударная разгерметизация просто убивала бесценные раритеты. Увидев спрос на эти клочки старой кожи, бедуины стали сознательно разрезать ее на мелкие кусочки, дабы продавая в розницу, выручить больше денег. Этот беспредел был, в основном, прекращен лишь через несколько лет, когда Кумраном всерьез занялись профессионалы-археологи из Европы, Израиля и США. Но сколько рукописей пропало для науки навсегда!
     Израильские ученые с самого начала принимали активное участие в исследовании рукописей. Еще из книг Штолля и Амусина, написанных и прочитанных до Шестидневной войны, я узнал имена профессора Элеэзера Сукеника и его сына, видного израильского военачальника и археолога Игаэля Ядина.
     Профессор Сукеник, гебраист и археолог, был первым ученым-евреем, в чьи руки попали кумранские рукописи. Ему дал их для экспертизы православный митрополит, собиравшийся вывезти рукописи в США для выгодной продажи. За те три дня, что рукописи находились у Сукеника, он сумел оценить их истинное значение и тайком скопировать. Уже после смерти профессора, в 1954 году, в "Уолл-Стрит джорнэл" появилось краткое анонимное объявление о продаже древних свитков Мертвого моря. Как раз, в то время в Нью-Йорке находился Игаэль Ядин, и это объявление случайно попалось ему на глаза. Поняв, о чем идет речь, Ядин нашел продавца свитков, которым оказался все тот же митрополит, и начал вести с ним сложные переговоры о покупке. Ядину, благодаря финансовой помощи американского филантропа Дэвида Готтесмана, удалось приобрести эти свитки для Иерусалимского университета за 250 тысяч долларов. Впоследствии израильская часть коллекции многократно дополнялась находками, сделанными при раскопках и приобретением рукописей у разных продавцов. А вклад израильских ученых в их реставрацию, переводы, изучение текстов и их кодификацию просто бесценен!
     В результате Шестидневной войны 1967 г., развязанной арабскими странами против Израиля, иорданские оккупанты были изгнаны с западных (иудейских) берегов реки Иордан и Мертвого моря. В 1994 г. был подписан иорданско-израильский мирный договор. В частности, в ст. 3 договора о границах сказано, что "Определение и признание международной границы между Израилем и Иорданией было установлено со ссылкой на определение границы в соответствии с мандатом. Однако, без ущерба для статуса любых территорий, которые попали под израильский военный контроль правительства в 1967 году…" Таким образом, Кумран, расположенный над иудейским берегом Мертвого моря, был признан Иорданией находящимся на израильской территории.
     Но, как говорится, "законы святы, да управители лихие супостаты". На стене археологического музея в Аммане, по соседству с залом кумранских рукописей, изображена фреска-географическая карта. На ней, простенько и со вкусом, между Средиземным морем и Ираком, уютненько расположилось Иорданское королевство, и нет там никакого Израиля, хотя и нет, слава Богу, также никакой "Палестины"… И с подобной геокартографией в Иордании довелось встречаться не раз. Вариации были лишь в отношении "Палестины" - где-то она присутствовала, а где-то ее не было. А вот Израиль гарантированно отсутствовал.
     А ведь мирный договор Израиля с Иорданией рекламируют как образец "мирного процесса"!
     Мне трудно что-либо добавить к приведенной в начале статьи оценке иорданских поползновений на принадлежащие Израилю кумранские рукописи, сделанной профессионально сдержанным мидовцем. Ведь если только начать перечисление международных беззаконий, вроде создания Иорданского хашимитского королевства на части территории, выделенной Лигой Наций для еврейского государства, то далеко можно зайти… Или хотя бы спросить, зачем мусульманам, отрицающим наше историческое право на Эрец-Исраэль и вообще наше присутствие здесь, древние рукописи на иврите и арамейском, найденные на ее территории?
     Напав на Израиль в 1967 г., Иордания проиграла войну и потеряла оккупированные территории Иудеи, Самарии и Иерусалима. Точка! Не моя точка, а та, что в 1994 г. поставили король Хусейн и Ицхак Рабин, подписав мирный договор.
     Вот, смотрите, к примеру, рассуждение российского политика М.Маргелова по поводу пересмотра итогов Второй мировой странами, далеко не победительницами в ней (http://ej.ru/?a=note&id=9748 ): "…Ну а сейчас что же: победили - платите, победили - острова верните и проч. Для политиков прошедшая война не история, а материал, из которого лепят действительность. Разница в том, что для наших политиков этот материал - мрамор, а для других - глина.
     И нам следует тратить меньше эмоций на все это. Потому что с определенным образом ориентированными господами строить диалог на рациональной основе бесполезно. Всегда окажешься в замкнутом круге…"
     Ох, если бы маргеловы с таким же пониманием относились не только к своим, но и к израильским победам и проблемам! Но прислушаться к совету стоит!
     Например, один из главарей автономии, "президент" Махмуд Аббас, "единственный и неповторимый" с точки зрения мировой юдофобщины, в качестве главного "палестинского" переговорщика с Израилем невероятно капризен. То он обрушивается на власти Израиля с критикой за ликвидацию трех боевиков, организовавших убийство рава Хая, и заявляет, что если будут продолжаться подобные "израильские провокации", то сотрудничество может быть пересмотрено или вовсе отменено. То наоборот, после египетского втыка и американских посулов, заявляет, что готов к немедленным переговорам с Израилем без предварительных условий. Однако Израиль, требует Аббас, изначально должен то, се, пятое, десятое…
     А не пора ли израильской прокуратуре просто объявить этого "президента" в международный розыск. Повод? Да хотя бы его "научные" достижения, его написанная в Москве под руководством Е.Примакова диссертация, отрицающая Холокост. Ведь, помнится, некоторых не в меру ретивых отрицателей Холокоста из европейской профессуры тамошняя полиция арестовывала. И под суд они шли. Чего же тогда церемонятся с Аббасом и Ахмадинеджадом? Ведь идет борьба с фальсификацией истории! И раз пошла такая пьянка… (Ой, что я пишу! Ходят слухи, что Горбачев с Лигачевым уже почти прошли гиюр и вскоре совершат алию в Израиль для руководства борьбой с пьянством и алкоголизмом!)
     Ну, что делать, если нет у нас настоящего партнера с той стороны? Может, и плохо, хотя лично я считаю, что нет. Но, вот, если у нас на мельнице по какой-то причине отсутствует зерно, ее останавливают. Какой смысл гонять впустую, жечь электричество, излишне создавать рисковую обстановку для уборщиков, трудящихся около многочисленного вращающегося оборудования… Можно, конечно, имитировать, молоть плевелы вместо зерен, голубиный помет, еще какую-нибудь дрянь. Но разве это по-хозяйски?
     Кстати, о голубином помете. Известный "палестинский" голубь Сари Нусейбе, один из соавторов беззаконной "Женевской инициативы", вроде бы ушедший тогда на нелегальное положение, будучи запуганным истинными сынами Аллаха, дал интервью газете "Фигаро" (http://www.inopress.ru/article/06Jan2010/lefigaro/israel1.html) под симптоматичным названием "Палестинское государство стало невозможным". Заведя в нем для начала заезженную пластинку об израильской оккупации и колонизации как препятствии миру и созданию "палестинского государства", профессор Нусейбе приходит к парадоксальному, на первый взгляд, выводу:
     "Последний план, который я предложил, изложен в письме, которое я направил шесть месяцев назад Обаме и Джорджу Митчеллу. Я предложил им немедленно прекратить переговоры, ставшие бесполезными, ибо все моменты более или менее урегулированы (Между ним и Бейлином, что ли? - Р.М.), остались только неразрешимые вопросы. Соединенные Штаты должны сами предложить решение этих вопросов. Каждая сторона вынесет этот план на референдум среди собственного населения, и голосование должно пройти в один и тот же день", - говорит Нусейбе.
     Говоря о возможных перспективах для палестинцев, Нусейбе сказал, что он выступит с предложением о том, чтобы "Израиль нас аннексировал, приняв как граждан третьей категории. Палестинцы будут пользоваться элементарными правами, возможностью передвигаться, работать, будут иметь право на образование, лечение, но они не будут иметь никаких политических прав. Мы не будем гражданами, мы будем лишь подданными".
     Хотя - ничего парадоксального. Обыкновенная наглость. По М.Маргелову: "Ну а сейчас что же: победили - платите! А рукописи - верните!"
     
     


Объявления: